На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Олег Самойлов
    И это есть ПРЕКРАСНО!!!Российская РЭБ сн...
  • ВАЛЕРИЙ ЧИКУНОВ
    Надо разрешить всем участникам СВО носить оружие после окончания службы и контракта , пока Путин порядок не наведёт  ...Десять украинцев ...
  • ВАЛЕРИЙ ЧИКУНОВ
    Ни одному не выдавать и никого больше вообще не пускать в страну . Они тебе все заорут , что я русский , а сами и язы...Паспорта надо в...

От дневников в ЖЖ до клипов в VK: краткая история блогинга в России

Вспоминаем, как публикация контента в Сети превратилась из хобби в прибыльную профессию.

1

Длинные тексты и автономные блоги

2
Пост‑знакомство первого русского блогера ЖЖ linker

Пионером блогинга считают американца Джастина Холла: он в 1994 году запустил страницу links.net. Первый подобный ресурс в России появился в том же году. Он назывался «Бред‑Социум»: создатели обозначали его формат словом «сериал», а публикации в них были «выпусками». Мысли первых блогеров можно почитать и сейчас. Контент «Бред‑Социума» состоял только из текстов и напоминал журналистские эссе.

В 1999 году запускаются две международные платформы — Blogger и LiveJournal. В России большей популярностью пользовался именно «Живой журнал». Пионером российского ЖЖ был linker: он зарегистрировался там почти сразу после запуска — 27 ноября 1999 года, но публиковать посты начал только в 2000‑х. Первую запись на русском языке сделал пользователь под ником at: 30 ноября он написал «И даже по‑русски можно? Ну вааще».

В том же, 1999 году появляются первые автономные блоги, то есть блоги на отдельных интернет‑страницах. В 2002‑м — аналог международных платформ‑дневников Diary.ru. А через два года в России начали проводить первый отраслевой конкурс «Премия Рунета». Он существует до сих пор.

В 2003‑м в США запустили социальную сеть MySpace. Акцент в нём был уже не на текстах, а на фотографиях, аудиозаписях и клипах. Своим творчеством на платформе делились и независимые, и популярные артисты. Русскоязычная версия MySpace появилась в 2008 году, но прожила недолго — закрылась уже следующим летом. Причиной низкой популярности платформы, вероятно, стал запоздалый запуск: к концу нулевых в рунете было уже достаточно многоформатных сервисов для блогинга.

Влоги, микроблоги, паблики

3
Главная страница YouTube.com в апреле 2008 года

В 2005 году начал работать YouTube. Первое российское видео туда выгрузили весной 2007‑го. Сделал это не блогер, а музыкант Пётр Налич: клип на песню «Guitar» за 16 лет собрал 8,5 миллиона просмотров. Осенью того же года появилась русскоязычная версия платформы. Сначала пользователи загружали смешные ролики, домашние видео и отрывки из программ и спортивных трансляций. В сентябре 2009‑го на хостинге появился «Mr.Freeman» — философский анимационный веб‑сериал. Он сразу же стал очень популярным, и отдельные выпуски распространились по всему рунету.

Но всерьёз пополняться контентом от русскоязычных блогеров YouTube начал только в 2010‑х. До этого авторы осваивали RuTube. Аналог платформы для видео запустили в 2006 году. В 2008‑м там появился один из первых известных российских влогеров — Илья Мэддисон. На канале Maddyson он выкладывал обзоры на игры. В 2009 году его назначили редактором игрового раздела сервиса.

Одновременно с RuTube в России запустили «Хабрахабр» (сейчас «Хабр») и «ВКонтакте» (VK). На старте в нём можно было только размещать посты на стене и вести сообщества. В 2007 году кроме текстов и фотографий в соцсети разрешили публиковать аудио и видео, а ещё рисовать граффити. В 2008‑м там появилась реклама.

В 2006 году также запустилась платформа для микроблогинга Twitter. Русскоязычный интерфейс туда добавили только через семь лет. В 2007 году свою блогерскую платформу «Я.Ру» запустил «Яндекс». В 2009‑м начал работу Pikabu. Первый закрылся в 2014 году, второй существует до сих пор.

В 2009 году в России прошло сразу несколько блогерских премий. К конкурсу «Премия Рунета», на котором награждали разные, не только блогерские ресурсы, добавились «Блог Рунета» и «Герой Рунета». Последний был полностью народным: за любимых авторов голосовали только пользователи сети. Победу забрал Илья Мэддисон. Больше «Героя Рунета» не вручали.

С тех пор конкурсов и форумов для авторов контента стало больше. Например, в 2015 году появился VK Fest, а в 2020‑м проект «ТопБЛОГ» — одновременно конкурс и бесплатная образовательная программа для начинающих авторов. Молодые блогеры там могут узнать больше об инструментах продвижения, работе с аналитикой и других секретах профессии. А опытные — обменяться знаниями и собственно побороться за звание «ТопБЛОГера».

Фотографии, короткие ролики, влоги на ТВ

4
Главная страница CarambaTV.ru в декабре 2010 года

В 2010 году на YouTube появляется российская реклама. Растущая популярность хостинга и возможность монетизации привлекает многих авторов. Запускаютсяя такие блоги, как «AdamThomasMoran» («+100500»), «This is хорошо», «Руслан Усачев», «BadComedian», «FoggyDisaster» (Катя Клэп), «Maria Way», «EeOneGuy» и «RomaAcorn» (Рома Жёлудь). Топовый жанр в начале 2010‑х — обзоры на вирусные видео, фильмы и игры. Другие популярные форматы — скетчи, бьюти‑блоги, влоги из жизни и DIY. Дополнительно монетизировать контент авторы могут за счёт партнёрских сетей, реферальных ссылок и прямого сотрудничества с рекламодателями.

Ютуберы начинают делать коллаборации, появляются продюсерские центры и блогерские объединения, например My Duck’s Vision, CarambaTV и «Спасибо, Ева».

В 2012–2013 годах запускается Vine — платформа с фотографиями и короткими видео. Популярными российскими вайнерами были Паша Микус, ТатаркаFM, Настя Ивлеева и Ида Галич. В 2016 году сервис закрылся, и блогеры переехали на другие платформы. Ещё один популярный формат контента, который появляется в это время, — стримы и прямые эфиры. Живое общение с подписчиками, прохождение игр или обзор контента в режиме реального времени проводят, в частности, на Twitch и YouTube Live.

Авторы контента из интернета постепенно становятся суперзвёздами. Их снимают для обложек журналов, приглашают в рекламу, сериалы и телевидение. Например, Катя Клэп вела авторскую рубрику в программе «Правила Стиля» на канале Disney, а Рома Жёлудь был соведущим одного из выпусков «Пусть говорят». Обзоры вирусных видео от «+100500» и вовсе превратились в передачу: их транслировали по «Перцу», а после на «Че». Шоу входит в программную сетку и сейчас.

А в 2014 году в России приняли закон, приравнивающий авторов контента с ежесуточной аудиторией свыше 3 000 человек к СМИ. Его отменили в 2017 году.

Тренды, интервью, каналы

5
Главная страница TikTok.com в апреле 2019 года

В конце 2010‑х наступает вторая волна коротких видео. В первую очередь из‑за мировой популярности китайского сервиса TikTok. Формат постепенно проникает во многие другие платформы для блогинга, в том числе в российские: VK добавляет клипы, появляется приложение Yappy. Танцы, звуки, маски, мемы — все популярные форматы и оформления коротких роликов называют трендами.

В 2015 году в мессенджере Telegram запускают формат каналов. Их заводят и состоявшиеся блогеры, и новички. В 2021‑м в Telegram появилась реклама.

В конце 2018 года на «Яндекс.Музыке» появился раздел «Подкасты». Блогеры, занимающиеся аудиоформатом, нередко дублируют записи на YouTube. Трендовыми на платформе становятся интервью и шоу разных форматов, в производстве которых участвуют большие съёмочные команды.

Так за почти 30 лет блогинг окончательно превратился из хобби одиночек в полноценную профессиональную среду. Суточная аудитория платформ с контентом в России исчисляется десятками миллионов пользователей. Авторские каналы, страницы, подкасты стали таким же источником информации, как и классические СМИ.
источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх