
На «Смарт-Лабе» читаю крик души (ссылка):
Все, кто отвечает за фондовый рынок в России — просто уйдите в отставку. Этот позор уже ничем не смыть. Фондовый рынок превратился в мировое позорище. Просто прекратите позорить Россию. Уступите место патриотам страны.
Отчасти упрёк справедлив. Во-первых, наши власти не держат данное бизнесу слово. Летом 2024 года бизнесу обещали не менять налоговую систему до 2030 года, разве что делать «точечные корректировки». А сейчас налоговую систему поменяли, причём с резкостью, от которой присвистнули бы даже лихие реформаторы девяностых: некоторым секторам малого бизнеса налоги задрали в несколько раз.
Я понимаю, что с точки зрения власти никаких обещаний не нарушено, всё чётко: «слово, данное лоху, силы не имеет». Слово давали только уважаемым господам из крупного бизнеса, а с крупным бизнесом обошлись по-джентльменски: подняли ему НДС на незначительные 2%, при этом даже компенсировали неудобства, дав возможность отожрать долю рынка у гибнущего малого бизнеса.
Однако инвесторам такая логика представляется настолько африканской, что большая их часть даже не понимает, что государство не нарушает обещаний, а делит бизнес на сорта. С точки зрения инвесторов власть поступает непредсказуемо, а это значительно хуже, чем если бы власть поступала по-злодейски, но её действия можно было бы предсказать. Инвесторы видят следующее:
1. Власти обещали бизнесу не менять налоговую систему, но вздёрнули налоги в разы, зачастую до уровня «придётся закрывать прибыльный бизнес, так как с Нового года он начнёт приносить убытки».
2. Решение власти приняли не под давлением, не из-за форс-мажора, а на ровном месте. Вообще без сколько-нибудь веских причин, под предлогом «время такое, понимать надо».
— Бабушка серьёзно болеет. Надо усыпить собаку.
— Зачем? У бабушки аллергия на собачью шерсть?
— Нет.
— Много денег уходит на собачий корм?
— Да вроде бы немного.
— Так а зачем собаку-то тогда усыплять?!
— Время такое, понимать надо.
И я понимаю, время действительно такое, СВО не бесплатная. Вот только фактическая отмена упрощёнки в краткосрочной перспективе принесёт бюджету копейки, а в среднесрочной — убытки, так как последствия от протравливания дустом малого бизнеса затронут всю экономику, не говоря уже о политике и демографии. У меня после сентябрьских новостей вполне патриотичные знакомые, плотно укоренённые в России, начали думать про эмиграцию из страны. Сложно вести бизнес, когда ты древлянин, и князь Игорь собирает с тебя двойную дань.
А, да, официально нам озвучивают версию, будто упрощёнку отменяют ради приведения в чувство маркетплейсов, которые работают по серым схемам. Аргумент наивен: он явно рассчитан на массовую публику, а не на деловых людей. В самом деле, если всё дело якобы в маркетплейсах, кто же мешал оставить упрощёнку предпринимателям, которые не продают ничего через маркетплейсы вообще?
3. Как будто нарушенного слова и кратного повышения налогов недостаточно, власти решили застать малый бизнес врасплох, обрушив на него налоговую кувалду немедленно, вот прямо с Нового года. Для политиков и чиновников это нормально, у них стандартный горизонт планирования — как раз 3 месяца, один квартал. Однако бизнес-то планирует как минимум на несколько лет, зачастую на 10–15 лет вперёд. Три месяца для бизнеса — вообще ничто. Ну, как в истории про компьютерный класс, куда зашёл завуч и дёрнул рубильник, выключив питание сразу у всех компьютеров.
Хор голосов: Иуда Адольфович! Мы же сохраниться не успели!
Завуч, добрым голосом: Ладно, так уж и быть. *включает электричество*. Сохраняйтесь.
У нас вообще принято бездумно дёргать рубильник, создавая тем самым малому бизнесу конские убытки безо всякой нужды. Ну, окей, отменяете вы упрощёнку для огромного количества малых предприятий. Так дайте хотя бы год, чтобы завершить работу по текущим договорам, чтобы отдать кредиты, чтобы спокойно закрыться, чтобы распродать старые остатки и переформатировать склад. Для бюджета этот год ничего не значит, а для бизнеса это зачастую разница между умеренными убытками и банкротством. Увы, даже мысли такой нет. Мысль другая: «Да чего с этими барыгами церемониться, выкрутятся как-нибудь, им не привыкать».
И действительно: малый бизнес как-нибудь выкрутится… но не весь. Допустим, 10% предпринимателей разорятся, у 20% прибыль уйдёт в ноль, и они перейдут в формат прозябания. Остальные с грехом пополам продолжат развиваться, так как смогут поднять цены, разделив с потребителями нанесённый государством урон.
Плохой деловой климат, который злые языки называют иногда «самодурством властей» — большая проблема для нашего фондового рынка. Бизнес — это доверие, поэтому инвесторы смотрят на варварские перформансы государства с характерной расчётливой улыбкой: «Да, мы готовы купить русские акции даже в условиях, когда шаманы племени могут в любой момент утроить налоги, испугавшись плохого гадания на бычьих костях. Но вы же понимаете, что вам придётся предоставить нам большую скидку за этот риск?».
Ещё одна проблема заключается в том, что налог на дивиденды сдирают даже тогда, когда инвестор вкладывает полученные дивиденды обратно в акции. Как я уже писал ранее, получается глупо: инвестор хочет держать деньги в русских бумагах, а власти его за это стригут. И много раз в год, получая надгрызенные государством дивиденды, инвестор злится: «Снова я заплатил этот дурацкий налог, хотя ещё не потратил на потребление ни копейки. Может, лучше забрать все деньги из акций и вложить их туда, где меня не будут наказывать за инвестиции в экономику России?».
Проблему можно было бы решить элементарно: заменив налог с дивидендов на налог с вывода денег с брокерского счёта. Пока держишь деньги на бирже, налогов не платишь. Вывел деньги, чтобы купить на них роскошный автомобиль (или гамбургер) — ну, тогда уж плати налог. Для бюджета разницы бы не было, а у инвесторов появился бы серьёзный стимул докупать русские акции.
Вместо этого придумали бюрократическую возню с ИИС, как будто у розничного инвестора есть время и желание читать мелкий шрифт, пытаясь выяснить, куда можно поставить ногу, чтобы любимое государство не захлопнуло на ней медвежий капкан.
Отчасти по этой причине, отчасти из-за других необязательных ошибок наших властей типа бестолковщины осени 2022 года, наш фондовый рынок торгуется значительно дешевле, чем мог бы.
Сейчас леваки напишут: «А что вы хотели, это капитализм!». Нет, это как раз не капитализм, это остатки социализма, когда бизнесменов официально называли «спекулянтами» и «паразитами».
И за бестолковщину 2022 года, и за мятеж 2023 года, и за многие другие проблемы текущие несут ответственность бесконечно далёкие от бизнеса люди, которые прямо называют капиталистическую Россию своим врагом, а идеал которых — мобилизационная экономика и военный коммунизм. Одно из положительных последствий СВО как раз в том, что левые группы во власти выступили столь неудачно, что их политический вес резко ослаб. Если бы левых не отодвинули от рычагов, то за доллар давали бы сейчас 1000 рублей, экономика России схлопнулась бы до размеров бельгийской, как в советские времена, а малый бизнес сидел бы в окопах вместе со своими сотрудниками, и проблема налогов никого бы не волновала, так как бизнес у всех к этому моменту леваки уже отобрали бы.
Нынешние решения властей изрядно меня раздражают, однако я понимаю, что пуля всего лишь оцарапала череп и вырвала клок волос. Могло бы быть неизмеримо хуже, причём не только для меня лично, но и для России в целом. Нам всем сильно повезло, так как на этот раз, в отличие от 1917, развалить Россию изнутри иностранцам не удалось.
Кроме того, есть ещё один жирный нюанс. Спекулянты стонут из-за того, что русские акции стоят очень дёшево, и я понимаю их боль. Если бы условный Газмясбанк торговался на американской фондовой бирже, он стоил бы в несколько раз дороже, чем стоит в России, так как инвесторы закладывали бы в расчёты меньше политических и налоговых рисков.
Однако каждый дисбаланс, каждая чужая глупость — это возможность заработать. Если русские акции стоят несуразно дёшево, это значит, что их можно купить… со скидкой. Подробнее я написал про это за пейволлом, в «Школе Капитализма». Цитирую начало статьи (ссылка):
Представьте, что вы заходите на Вайлдберриз, чтобы купить шуруповёрт, ящик кофе или ещё что-нибудь нужное в хозяйстве за 6 тысяч рублей. Цену вы помните, так как именно столько вы заплатили за товар в прошлый раз. К вашему удивлению, оказывается, что нужный вам товар продаётся со скидкой и стоит теперь 3 тысячи рублей, то есть вдвое дешевле, чем тогда.
Предлагаю на выбор два варианта реакции:
1. Ура! Скидка 50%! Надо взять побольше!
2. Товар падает в цене, не буду его покупать.
Когда речь идёт про шуруповёрт или про ящик кофе, обыватель обычно реагирует по первому варианту: «Ура! Скидка!». Однако когда речь заходит про акции, включается второй вариант, «не буду брать». Логика такая:
1. Я купил акции компании Икс, они подешевели, и я потерял деньги.
2. Раз акции подешевели, это плохие акции, которые будут падать и дальше.
3. Глупо покупать плохие акции, которые будут дешеветь
В общем, если власть кормит вас лимонами, делайте из них лимонад. В конце концов, работа капиталиста заключается не в том, чтобы жаловаться на чужие безумства, а в том, чтобы зарабатывать на них.
Свежие комментарии