На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Леонид Ла Рошель
    Ну и последний вопрос - кто и почему разрешил этой генералке свалить из страны? За неоплаченные 10 тыр на границе "кр...Говорят, сбежала ...
  • тимур чагалидзе
    Это пора давно понять всем освободителям евроинтегрированных славян!!! Ведь они, эти интегрированные непомнят добра. ...Достоевский Ф.М. ...
  • Александр Лагуткин
    Ну, у нас за изнасилование вроде ещё сажают. А уж если групповое, да еще несовршеннолетней, то всей группе тянуть  де...В Германии женщин...

История 4 класс. Часть восьмая. Великая Отечественная.

В чтении учебников истории для 4 класса дошли до Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).

Предыдущие опусы:

Часть первая.

Часть вторая.

Часть третья.

Часть четвертая.

Часть пятая.

Часть шестая.

Часть седьмая.

Современный учебник.

Описывает в трех темах разные аспекты войны.

«Вставай, страна огромная» описывает ход боевых действий.

Нападение без объявления войны. Брестская крепость. Подвиг Николая Гастелло. Оборона городов (Киев, Одесса, Севастополь, Смоленск). Начало блокады Ленинграда. Битва под Москвой (упоминается Г.К. Жуков). Сталинградская битва. Прорыв блокады Ленинграда. Курская битва. Освобождение Киева. Снятие блокады Ленинграда. Освобождение Новгорода, Севастополя. Петрозаводска. Операция «Багратион» (в приложении — про «парад» пленных по Москве). Освобождение Европы (в перечне освобожденных стран почему-то нет Венгрии). Упоминается, что акт о безоговорочной капитуляции подписан 8 мая, а День Победы празднуем 9 мая.

В приложениях к этой теме единственный раз в учебники упоминаются Ленин и Сталин. Только для того, чтобы объяснить, что это за города такие — Ленинград и Сталинград. Также в приложении рассказывается про панфиловскую дивизию, названную почему-то «сибирской», но с указанием ее многонационального состава.

Предлагается рассказать «что вспоминают ваши старшие родственники, друзья семьи о первом и последнем днях войны? Как сохраняют память о ней в вашем городе (селе)?»

В выводах сообщается, что «Победа в Великой Отечественной — это общий подвиг России и всех республик, входивших в состав СССР».

«Трудовой фронт России» посвящена соответственно работе тыла. Эвакуация промышленности на восток. Участие в работе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства женщин и стариков, студентов и школьников. Спасение музейных экспонатов в Ленинграде. Рассказывается об ордене Трудового Красного Знамени и медали «За трудовую доблесть».

«Нет в России семьи такой...» приводит воспоминания участников войны и письма с фронта. Предлагается подумать, почему 22 июня в России отмечают День памяти и скорби. В приложении рассказывается о работе поисковых отрядов и о том, из какой песни и из какого фильма взято название темы. Вывод прост: «Память о Великой Отечественной войне в каждой семье — наше духовное сокровище, которое делает нас достойными потомками тех, кто сражался и победил».

Советский учебник.

Раскрывает историю войны более подробно.

В небольшом введении говорится об исключительности этой войны: «Не было в истории такой войны, как Великая Отечественная война. Не только потому, что она была самой разрушительной, что в ней погибли миллионы людей, но прежде всего потому, что никогда раньше не было столько героев и таких геройских подвигов как в этой войне». Задаются вопросы ученикам: «Как вы чтите память погибших? Встречаетесь ли вы с ветеранами войны?»

«Начало Великой Отечественной». Так же, как и в современном учебнике, описывается вероломное нападение. Упоминается о том, что вторая мировая война началась в 1939 году и Германия захватила многие страны Европы. Оборона Брестской крепости (комиссар Фомин, майор Гаврилов). Описание мощи врага: «Немецкие фашисты напали на нашу страну вероломно. Они были лучше вооружены. У них было больше танков и самолетов, больше солдат». Подвиг Николая Гастелло. Оборона городов (Киев, Одесса, Севастополь). Города-герои. Провал плана гитлеровцев быстро закончить войну. Фашистский террор на оккупированных территориях (Хатынь, Бабий Яр).

«Все для фронта! Все для победы!». Руководящая роль коммунистической партии в организации отпора врага. Образование Государственного Комитета Обороны во главе с И.В. Сталиным. Увеличение числа коммунистов («Прошу считать меня коммунистом», - говорили бойцы, идя на самые опасные боевые задания»). Пробитые пулями партийные и комсомольские билеты. Эвакуация промышленности. Привлечение к работе женщин, стариков, подростков. Вклад ученых («катюши»). Работа врачей, журналистов (Аркадий Гайдар).

«Битва за Москву». Строительство оборонительных сооружений. Парад 7 ноября на Красной площади. Виктор Талалихин. 28 героев-панфиловцев (так же, как и в современном учебнике делается акцент на многонациональном составе бойцов), политрук Клочков, «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!» Комсомольцы-герои (Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, Александр Чекалин). Контрнаступление советских войск (упоминаются Г.К. Жуков и И.С. Конев). «Первое крупное поражение фашистской армии».

«Непокоренный Ленинград». Установление блокады. Тяжелая зима 1941-42 годов (голод, холод, отсутствие электроэнергии, парового отопления). Организующая роль партии. Трудовой подвиг ленинградцев. Дорога жизни. Снятие блокады в 1944 году.

«Сталинградская битва». Наступление немцев летом 1942 г. на Волгу и Кавказ. Оборона Сталинграда (упоминается В.И. Чуйков). Прорыв немцев к Волге. Работа Сталинградского тракторного завода. Подвиг связиста Матвея Путилова, зажавшего провода зубами, теряя сознание. Дом сержанта Павлова. Контрнаступление советских войск (упоминаются Рокоссовский, Еременко, Ватутин, Жуков). Окружение немцев и их сдача 2 февраля 1943 года. «Начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны».

«В тылу врага». Партизанская борьба и роль партии в ее организации. Коммунисты, комсомольцы, пионеры — герои. Офигительная история про захват фашистского генерала, везшего по лесу от Гитлера план наступления под Курском летом 1943 года. Рельсовая война в 1944 году. Борьба в плену. Смерть генерала Карбышева. Участие советских граждан в Сопротивлении в Европе. Федор Полетаев.

«Освобождение». Курская битва. Планы сторон. Артиллерийская контрподготовка. Сражение под Прохоровкой. Первые салюты в честь освобождения Орла и Белгорода. Наступление по всему фронту от Балтийского до Черного моря. Освобождение территории СССР к осени 1944 года. Освобождение Европы. Отдельно отмечено освобождение Варшавы совместно с Войском Польским и спасение Праги 9 мая 1945 года.

«Великая победа». Упоминается вступление на территорию Германии в начале 1945 года союзников (США, Англия, Франция) и сообщается, что «все свои силы фашисты бросили против Красной Армии». Штурм Берлина. Использование прожекторов для ослепления обороняющихся. Жестокие бои в городе. Штурм рейхстага («Один тяжело раненый боец из последних сил 200 метров полз до рейхстага. Он дополз до здания и своей кровью написал: «Дошли!»). Егоров и Кантария. Знамя над рейхстагом.

Празднование Дня Победы 9 мая 1945 года.

Причины победы: «Мы победили в этой войне врага, которого до того никто не мог победить. Мы победили фашистов потому, что вели войну Отечественную, освободительную. Мы победили потому, что весь советский народ поднялся на защиту Родины. Мы победили потому, что народы нашей страны защищали социалистический строй, защищали завоевания Великой Октябрьской революции. Мы победили потому, что сплотила и вела нас на битвы Коммунистическая партия, созданная великим Лениным».

В конце рассказывается об участии СССР в разгроме Японии, об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки («это преступление капиталистов США против человечества, которое никогда не забудут народы мира») и об окончании второй мировой войны.

Выводы.

Описание войны в целом сходное в обоих учебниках. В советском, за счет большего объема, изложение более подробное. Естественно в советском учебнике постоянно говорится о руководящей роли партии, а в современном учебнике об этом ни слова. В современном учебнике большой упор делается на память о войне, сохраняющуюся в семье.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх