
В Ледниковый период между Азией и Америкой не было пролива — только земля. Берингия. По ней шли мамонты, бизоны и первые люди. Природа сама построила мост между континентами. Потом льды растаяли, море поднялось — и этот путь ушёл под воду.
В 1890 году бывший губернатор Колорадо, авантюрист Уильям Гилпин мечтал о «Космополитической железной дороге» — кругосветной магистрали, где последний километр проходил бы под северным сиянием: от Сибири до Аляски. Через пятнадцать лет француз Лоик де Лобель предлагал царю построить тоннель и арендовать полосу земли шириной в двадцать пять километров вдоль трассы. Россия отказалась — слишком напоминало колонизацию.
В 1918-ом Ленин подписал указ о строительстве дорог к Берингову проливу, но молодой стране было не до великих проектов. В пятидесятые советские инженеры всерьёз обсуждали грандиозную плотину через пролив — остановить океан, изменить течение Гольфстрима и «растопить вечную мерзлоту». По дамбе должны были идти поезда и автомобили, а на Чукотке, как мечтали авторы, «зацветут яблони».
В шестидесятые американский инженер Тун-Йен Линь предложил Кеннеди и Хрущёву «Мост мира» стоимостью в миллиарды долларов. После Карибского кризиса идея замёрзла — и хорошо, что не сгорела вместе с миром. В восьмидесятые на теме спекулировал южнокорейский проповедник и основатель секты Мун.
В 2007 году Россия официально включила тоннель под Беринговым проливом в стратегию развития до 2030-го как возможный вариант. В десятые в холодном Якутске собрались делегаты из десятков стран — США, Китая, Финляндии, Южной Кореи — обсуждали «полимагистраль»: железную дорогу, автотрассу, линию электропередачи и оптоволоконный кабель в одном коридоре. Стоимость — от тридцати до ста миллиардов долларов, предполагаемая окупаемость — пятнадцать лет. Но стройка так и не началась.
Почему? Потому что там, где между островами Ратманова и Крузенштерна всего 3,8 километра, разрыв между мирами куда глубже. Разная железнодорожная колея. Вечная мерзлота и сейсмичность. Отсутствие дорог и портов по обе стороны. Военные зоны, кордоны, ракеты. И главное — политика.
Реализация проекта невозможна без снятия санкций. Но если бы тоннель всё же появился, Россия превратилась бы в транзитный узел между Евразией и Америкой, а изолировать её стало бы невозможно даже на бумаге.
Китай получил бы кратчайший путь для грузов в США, минуя Панамский канал и переполненные порты Тихого океана. США — доступ к российским технологиям работы в вечной мерзлоте. Всё это — после колоссальных затрат на тысячи километров новых путей, мостов и тоннелей в самых суровых климатических условиях планеты.
Сегодня тоннель через Берингов пролив — не про экономику и логистику. Это жест. Политическое рукопожатие через самый холодный пролив мира.
И только мамонты, если бы могли, улыбнулись бы: «Вы всё ещё пытаетесь построить то, по чему мы когда-то просто ходили».
источник

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев - о туннеле, который соединил бы Россию и Аляску через Берингов пролив:
"Российский фонд прямых инвестиций совместно с партнёрами профинансировал на коммерческой основе первый в истории железнодорожный мост между Россией и Китаем [в 2021 году]. Благодаря мосту грузовой маршрут сократился более чем на 700 километров.
Полгода назад мы начали разработку технико-экономического обоснования тоннеля Россия-Аляска".
источник
Обоснуют?
В 1890 году бывший губернатор Колорадо, авантюрист Уильям Гилпин мечтал о «Космополитической железной дороге» — кругосветной магистрали, где последний километр проходил бы под северным сиянием: от Сибири до Аляски. Через пятнадцать лет француз Лоик де Лобель предлагал царю построить тоннель и арендовать полосу земли шириной в двадцать пять километров вдоль трассы. Россия отказалась — слишком напоминало колонизацию.
В 1918-ом Ленин подписал указ о строительстве дорог к Берингову проливу, но молодой стране было не до великих проектов. В пятидесятые советские инженеры всерьёз обсуждали грандиозную плотину через пролив — остановить океан, изменить течение Гольфстрима и «растопить вечную мерзлоту». По дамбе должны были идти поезда и автомобили, а на Чукотке, как мечтали авторы, «зацветут яблони».
В шестидесятые американский инженер Тун-Йен Линь предложил Кеннеди и Хрущёву «Мост мира» стоимостью в миллиарды долларов. После Карибского кризиса идея замёрзла — и хорошо, что не сгорела вместе с миром. В восьмидесятые на теме спекулировал южнокорейский проповедник и основатель секты Мун.
В 2007 году Россия официально включила тоннель под Беринговым проливом в стратегию развития до 2030-го как возможный вариант. В десятые в холодном Якутске собрались делегаты из десятков стран — США, Китая, Финляндии, Южной Кореи — обсуждали «полимагистраль»: железную дорогу, автотрассу, линию электропередачи и оптоволоконный кабель в одном коридоре. Стоимость — от тридцати до ста миллиардов долларов, предполагаемая окупаемость — пятнадцать лет. Но стройка так и не началась.
Почему? Потому что там, где между островами Ратманова и Крузенштерна всего 3,8 километра, разрыв между мирами куда глубже. Разная железнодорожная колея. Вечная мерзлота и сейсмичность. Отсутствие дорог и портов по обе стороны. Военные зоны, кордоны, ракеты. И главное — политика.
Реализация проекта невозможна без снятия санкций. Но если бы тоннель всё же появился, Россия превратилась бы в транзитный узел между Евразией и Америкой, а изолировать её стало бы невозможно даже на бумаге.
Китай получил бы кратчайший путь для грузов в США, минуя Панамский канал и переполненные порты Тихого океана. США — доступ к российским технологиям работы в вечной мерзлоте. Всё это — после колоссальных затрат на тысячи километров новых путей, мостов и тоннелей в самых суровых климатических условиях планеты.
Сегодня тоннель через Берингов пролив — не про экономику и логистику. Это жест. Политическое рукопожатие через самый холодный пролив мира.
И только мамонты, если бы могли, улыбнулись бы: «Вы всё ещё пытаетесь построить то, по чему мы когда-то просто ходили».
источник

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев - о туннеле, который соединил бы Россию и Аляску через Берингов пролив:
"Российский фонд прямых инвестиций совместно с партнёрами профинансировал на коммерческой основе первый в истории железнодорожный мост между Россией и Китаем [в 2021 году]. Благодаря мосту грузовой маршрут сократился более чем на 700 километров.
Полгода назад мы начали разработку технико-экономического обоснования тоннеля Россия-Аляска".
источник
Обоснуют?
Свежие комментарии