В пандемийном двадцатом году я написал несколько постов с разбором содержания учебников 2-го класса, в котором тогда учился мой средний сын. https://putin-slil.livejournal.com/3712047.html
В этом году сын закончил 4-й класс, во втором полугодии занятия по Окружающему миру у них были посвящены истории России. Эти темы являются аналогом «Рассказов по истории СССР», которые советские школьники 1970-1980-х годов изучали в 4-м классе. Поскольку вопросы преподавания истории вызывают большие дискуссии, как в профессиональной среде, так и в обществе в целом, стало интересно сравнить эти два курса.
Итак
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 4 класс, часть 2, 2020 год
против
Т.С. Голубева, Л.С. Геллерштейн «Рассказы по истории СССР» 4 класс, 1986 год.
Сразу скажу, что одним постом не управиться, будет серия.
Для начала приведу сравнение названий параграфов (тем) в двух учебниках:
|
|
|
|
Путешествуем с археологами. |
|
|
Истоки Руси. Мудрый выбор. Владимиро-Суздальская Русь. |
1. Славянский 2. Киевская |
|
Начало Московского царства. |
4. Разгром немецких рыцарей. 5. Куликовская битва. Глава II. Наша Родина 6. Москва — столица Российского |
|
Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. |
6. Москва — столица Российского 7. Крепостные крестьяне. 8. Навеки с русским народом. 9. Русские землпроходцы и мореходы. 10. Северная война. 11. Петербург — новая столица России. |
|
Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и В поисках справедливости. |
13. Крепостные крестьяне в 18 веке. 14. Александр Васильевич Суворов. 15-16. Отечественная война 1812 года. 17. Восстание декабристов. Глава III. Россия 18. Падение крепостного 19. Переход России к 20. Положение народов в 21. Рабочие-революционеры. 22. Начало революционной 23. В.И. Ленин — 24-25. Первая революция в 26. Народ свергает царя. |
|
Век бед и побед. |
27. Большевики в борьбе за 28-29. Великая Октябрьская 30. Начало иностранной 31. В грозном девятнадцатом. 32. «Этих дней не 33. Коммунистические Глава V. 34. Образование СССР. 35. Ленин умер, но дело его 36. Первые пятилетки. 37-38. Крупнейшие стройки 39. Крестьяне строят новую 40. В СССР победил |
|
Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой...» |
41. Начало Великой 42. «Все для фронта! 43. Битва за Москву. 44. Непокоренный Ленинград. 45. Сталинградская битва. 46. В тылу врага. 47. Освобождение. 48. Великая победа. |
|
Достижения 1950-1970-х годов. |
49. Подвиг возрождения. 50. «...плюс 51. Ученые ищут новые виды 52. Наука и техника на 53. Освоение космоса. 54. Байкало-амурская 55. Современное сельское 56. Основной Закон нашей 57. Труд — дело чести, 58. Наша Родина в борьбе за 59. Коммунистическая партия |
|
Здоровье России. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя! | |
Из сравнения видно, что в 1986 году было примерно в два раза больше тем, так что при сопоставлении объемов, посвященных тому или иному периоду, надо учитывать соотношение 1:2. Получается, что древняя история более подробно освещается в современном учебнике, а в советском учебнике две трети содержания посвящено периоду после 1861 года. Причем по объему в советском учебники примерно равное количество времени уделено революционной борьбе до 1917 года (6 параграфов), ВОСР и Гражданской войне (7 параграфов), предвоенному развитию (7 параграфов) и Великой Отечественной войне (8 параграфов). В современном учебнике в истории 20 века упор сделан на Великую Отечественную войну (3 урока из 7).
В дополнение к учебнику 1986 года шел альбом с историческими картами (контурных карт, насколько я помню, не было). В 2020 году карт нет, но есть рабочая тетрадь с заданиями, требующими творческого подхода. В современном учебнике кроме материала, который дан в тексте параграфов, есть раздел с дополнительными материалами, более подробно раскрывающими или иллюстрирующими содержание основного текста. Также много самостоятельных заданий на поиск информации, на обсуждение исторических событий, связанных со своим регионом или с семьями школьников.
Еще заметно, что в учебнике 2020 года названия тем не всегда однозначно выражает их содержание. Поэтому перейдем к самому содержанию.
В учебнике 2020 года разговор начинается с различных значения слова «история» (наука о прошлом, последовательность событий во времени). Говорится о разных способах передачи информации о прошлом: устный (песни, предания, сказания, легенды), письменный. В дополнительных материалах обсуждается происхождение слова «век», имеющееся в славянских языках и близких по звучанию слова в балтийских, германских, романских языках, а также в качестве примера информации о прошлом в религиозных источниках приводится Библия (Адам и Ева, Ной и потоп).
Приводится хронологическая шкала, которая названа «Рекой времени» (отсюда название темы). Насколько я помню, в советских учебниках она вводилась в 5 классе, в учебнике Истории древнего мира.
Тут же приводятся правила определения века по году (в качестве примеров приведены год рождения Пушкина и год запуска в СССР первого спутника). Отдельно указывается, что NN00-й год относится к NN веку, а не к NN+1 (1800 год — последний год 18 века, а не первый год 19 века).
Сообщается, что отсчет времени во многих странах, в том числе в России, ведется от Рождества Христова (новая эра), и объясняется что до этой точки года отсчитываются в обратном порядке (до новой эры).
Рассказывается об авторе первой дошедшей до нас исторической книге - «отце истории» Геродоте. Его годы жизни приведены в качестве примера дат до нашей эры.
В рубрике «Календарь памятных дат» рассказывается о Святом Несторе, авторе «Повести временных лет». Предлагается определить, в каких веках он жил.
Каждая тема в учебнике заканчивается разделом «Сделаем вывод». В первой теме он такой: «Издавна люди стремились сохранять память о прошлом своего народа, о великих событиях и тех, кто внес значительный вклад в историю и культуру Отечества. То, что мы узнаем о прошлом, делается частью нашей памяти, обогащает наш внутренний мир. Мы становимся сильнее духом и обретаем способность интересно и полноценно жить в настоящем. Оценку нашим делам дадут уже наши потомки».
Во второй теме «Путешествуем с археологами» рассказывается о том, что такое археология, как она позволяет узнать о жизни людей тех эпох, когда письменности еще не было, или дополнить сведения, полученные из письменных источников.
В качестве примеров приводятся результаты исследований скифских курганов, подтверждающие сведения Геродота, показаны образцы «звериного стиля», хранящиеся в Эрмитаже (в том числе золотой олень). Упомянуто, что сведения Геродота о скифах важны для нас, как древнейшие письменные извести о народах, населявших тогда юг России. В качестве мест расположения скифских курганов приведены только российские регионы (Крым, Краснодарский, Ставропольский края, Воронежская, Белгородская, Оренбургская области, Алтай). В учебнике 2013 года Крым упомянут не был. :)
Рассказывается (в том числе в дополнительных материалах) о жизни археолога Алексея Павловича Окладникова, работавшего в Средней Азии, Монголии, Сибири, на Аляске.
В учебнике 1986 года вводная часть ограничена одним параграфом «Наша Родина — СССР». Говорится о величии СССР, что по размеру, что по многочисленности народов «единой, дружной семьи», что по подвигам и свершениям. Про любовь к Родине (без слайдов :)), проявлении смелости, настойчивости, мужества (в качестве примера приведен Юрий Гагарин).
Сообщается, что богатства и власть в СССР принадлежит трудящимся, нет угнетателей, все имеют равные права и все работают на общую пользу.
«Но так было не всегда. Раньше страной управляли царь, помещики и капиталисты, которые угнетали трудящихся». Дальше идет про «долгую борьбу» «трудового народа», ВОСР, КПСС и ВИЛ.
И только после этого переходят собственно к истории: «История рассказывает о труде и борьбе народов, изучает их жизнь в далеком и недавнем прошлом. Нельзя понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории». Можно сравнить с выводами о пользе истории из учебника 2020 года
Дальше вкратце об источниках (так же, как и в 2020 году): раскопки и найденные в ходе их берестяные грамоты, древние записи, старинные пословицы, поговорки, героические сказания, древние книги. В качестве примеров последних приведены «Слово о полку Игореве» за авторством «древнерусского поэта» и «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.
Упомянуто, что «у народов Средней Азии и Закавказья уже две тысячи лет тому назад были богатые цветущие государства. Тогда же возникли такие города, как Ереван и Тбилиси, Самарканд и Бухара». И никаких скифов.
Продолжение следует...
Свежие комментарии