На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • лариса
    Акрисулька без папы она никто и роли будут самые не востребованыеДочь Машкова приз...
  • Марина Петрова
    Ответственность понесут наркоман Зеленский и те хохлы, которые голосуют за это.Украина готова ...
  • леонид котов
    У нашей верхушки всегда так - папа патриот, а дети в Америке. Зато нас учат патриотизму! Что ж свою доченьку не научил?!Дочь Машкова приз...

Талассократия и русский флот

Прекрасное,  важное,   геополитическое  от  ребе  Ищенко.

"Правь Британия волнами" не просто до сих пор популярная песня и некогда неофициальный гимн державы, триста лет удерживавшей первенство в мореплавании. Для Великобритании и наследовавших ей в качестве глобальной талассократии США — это принципиальная политическая позиция.

Для этих стран, окружённых океанами, контроль над морем принципиален как с точки зрения обороны, так и с точки зрения экономического развития. Их экономики ориентированы на внешнюю торговлю, потому контроль морских путей для них — вопрос финансовой, продовольственной и экономической безопасности.

И у Великобритании, и у США в период их морского господства появлялись конкуренты (Португалия, Испания, Голландия, Франция, кайзеровская Германия, Япония, СССР), чьи флоты по мощи были сопоставимы, а иногда в момент и превосходили англосаксонские). Но конкуренты приходили и уходили, а талассократы оставались. Потому что для конкурентов борьба за море была лишь временным элементом внешней политики, а для англосаксов — принципиальным вопросом, гарантирующим существование их держав и незыблемость устоев.

Флот и армия всегда были слишком дорогими удовольствиями, государства же практически всегда готовились к противостоянию с конкретным противником. Как правило, защита национальных экономических интересов и обеспечение безопасности требовало чего-то одного — либо сильной континентальной армии, либо мощного океанского флота.

Например, главные базы флота Российской империи, СССР и современной России находятся в закрытых акваториях, большая часть из них легко блокируемы, поэтому развёртывание на океанских просторах с началом войны является для флота сложной, почти не решаемой, задачей. Соответственно, атомные подводные лодки (как ударные, так и многоцелевые) уже в мирное время посменно выходят в районы патрулирования и находятся там в готовности нанести удар.

Аналогичным образом британская и американская талассократии до поры предпочитали не создавать крупные сухопутные военные силы. Для защиты национальной территории хватало небольшой профессиональной армии и милиционных формирований, а составить конкуренцию лучшим континентальным армиям ни британцы, ни американцы не могли. Поэтому они и использовали свои сухопутные войска для усиления европейских союзников, на которых и возлагалась "почётная" задача ведения сухопутной войны за интересы талассократий.

Но после Второй мировой войны СССР и США, как лидеры двух противостоящих лагерей, не то чтобы забыли уроки предшествующего периода, но не могли больше им следовать. СССР был вынужден создавать океанский флот, несмотря на все проблемы с его развёртыванием в условиях военного времени, поскольку у него появились заморские союзники. У США аналогичным образом, возникло обязательство обеспечивать своим союзникам в том числе и сухопутную поддержку. В результате Вашингтон, кроме флота, был вынужден наращивать численность сухопутной армии.

Фактически обе стороны были вынуждены содержать в мирное время армию и флот военного времени. Обе закономерно надорвались: СССР чуть раньше, США чуть позже. Британия надорвалась уже по итогам Первой мировой войны.

Россия, перед которой стояла задача политического и экономического восстановления, сравнимая по масштабу с преодолением последствий Смутного времени, и которая не могла позволить себе запредельные траты на первую в мире армию и первый в мире флот одновременно, закономерно сделала выбор в пользу сухопутных сил, ограничившись флотом, способным охранять протяжённую морскую границу, обеспечивать и иногда в составе одной-двух корабельных групп демонстрировать флаг и осуществлять проекцию силы в отдалённых районах.

Вести длительное время самостоятельные боевые действия против первоклассной морской державы в отдалённом от собственных берегов районе российский флот даже сейчас не может. И такая задача перед ним не ставится, поскольку государство не может ресурсно обеспечить её выполнение без перенапряжения всех сил. Россия не может себе позволить содержание десятков заморских баз, необходимых для поддержания океанского флота. А построенный, но не осуществляющий проекцию силы, флот — очень дорогая, крайне затратная в содержании, но, пока он находится в своих базах во внутренних морях, бесполезная игрушка.

Если армия и флот наращивают силы и проводят развёртывание, они должны либо воевать, либо добиваться целей войны без войны, устрашая врагов одним своим видом. В противном случае они начинают работать как ресурсный пылесос, поглощающий дефицитные ресурсы и ничего не дающий взамен.

Россия к концу 90-х нашла выход из сложившейся ситуации. Сделав акцент на строительстве преимущественно прибрежного флота с ограниченным океанским компонентом, Москва стала активно продавать построенные при СССР авианосцы, а также строить эсминцы и подводные лодки (с передачей многих чувствительных технологий) Индии и Китаю.

Нью Дели и Пекин — региональные конкуренты, поэтому их одновременное военно-морское усиление уравновешивало друг друга. В то же время концепции их национальной безопасности предполагают борьбу за доминирование в акваториях Индийского и Тихого океана соответственно. В обоих случаях их растущие флоты становятся раздражителями для США, чья концепция безопасности предполагает одновременное доминирование в каждом стратегически важном районе мирового океана. Рост военной мощи Индии и Китая заставил США вступить с ними в гонку военно-морских вооружений, надорваться и проиграть эту гонку.

В результате российский флот, несмотря на ограниченность своих сил, смог даже вернуться в Средиземное море, регулярно демонстрировать флаг по ту сторону Атлантики и вести активную военно-морскую деятельность в северных и дальневосточных морях. У США просто не хватило сил на сдерживание ещё и российского флота.

Россия смогла вернуться к концепции дешёвого сдерживания талассократии при помощи ограниченного использования собственного флота и задействования потенциала сильных на море союзников.

 Американцы чувствуют, что что-то не так, как-то невыгодно для них развивается противостояние с Россией даже в военно-морской сфере, где у них вроде бы явное превосходство. Но понять принцип работы простейшего механизма растягивания сил противника, путём отвлечения их на сторонний предмет, который неоднократно успешно применяли их предки и который теперь работает против них в пользу России, они уже не в состоянии и потому старательно ищут отсутствующую в тёмной комнате чёрную кошку.

Полностью   здесь - https://cont.ws/@ishchenko/2858326

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх