С 9 июня вступил в силу закон, увеличивший штрафы коммунальщикам за некачественно оказанные жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) с 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб. По мнению экспертов, изменения запоздали. Да и одними штрафами навести порядок в коммунальном хозяйстве не удастся.
Еще на прошлой неделе наказание за отключение света и тепла, подачу грязной воды для недобросовестных ресурсоснабжающих организаций, можно сказать, было символическим. За нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами руководителей УК, ТСЖ, ЖСК, поставщиков ресурсов штрафовали на сумму от 500 руб. до 1 тыс. руб., а юрлиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
В минувшее воскресенье правила игры изменились благодаря поправкам в ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно новым нормам, вводится двухступенчатая система наказаний. При первом нарушении предусмотрен штраф для должностных лиц — 10 тыс. руб., а для юрлиц — до 50 тыс. руб. При повторном нарушении должностное лицо оштрафуют уже на сумму в три раза больше — 30 тыс. руб. Размер штрафа для юрлица вырастет вдвое — до 100 тыс. руб.
По мнению депутатов, новые санкции обеспечат максимальную защиту прав потребителей, а также улучшат качество предоставляемых коммунальных услуг.
Эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук не разделяет оптимизма депутатов. Во-первых, по его мнению, изменения запоздали: предыдущий размер штрафов был установлен еще 17 лет назад. Фактически авторы законопроекта всего лишь увеличили размер штрафов на «набежавшую» за эти годы инфляцию. Во-вторых, штрафы, которые будут выписаны коммунальщикам, пойдут в доход государства. Потребители от этой новеллы не получат прямой выгоды. «В свое время в Жилищном кодексе РФ была норма — штрафы в пользу потребителя, когда деньги за ненадлежащее качество коммунальных услуг возвращались именно гражданам в счет следующих периодов оплаты. Т. е. пропорционально уменьшались по неоказанным или плохо оказанным услугам.
На взгляд аналитика, подход, предлагающий исправить ситуацию с помощью большого количества штрафов коммунальщикам, вряд ли окажется работоспособным. Дело в том, что вал штрафов может довести любого поставщика ресурсов, управляющую компанию до состояния банкротства. «Очевидно, что любой штраф коммунальщики или руководители УК будут стараться изъять из текущих операционных расходов. Вряд ли гендиректор уменьшит себе размер зарплаты или премии», — пояснил Склянчук.
В том, что ситуация на национальном коммунальном рынке далека от идеальной, говорят свежие социологические опросы. "В I квартале 2024 года аварии на теплосетях и износ инфраструктуры ЖКХ вошли в топ-3 главных тревог россиян", — сообщили в пресс-службе компании «КРОС» специалисты, которые составили рейтинг тревожностей в РФ. Как рассказал эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук, чаще всего россияне жалуются на теплоснабжение, начиная от размера платежа (в коммунальных платежках это самая дорогая услуга), заканчивая тем, что в квартире или слишком холодно, или слишком жарко. На втором месте по количеству жалоб находятся водоканалы, на третьем месте — управляющие компании, предоставляющие плохой сервис по уборке мусора в ЖК и подъездах.
По словам Склянчука, в РФ создана большая линейка надзорных органов. Граждане, получившие некачественные коммунальные услуги, помимо своей УК могут пожаловаться в жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, Ростехнадзор (если есть проблемы с оборудованием повышенной опасности, в т.ч. лифты, газовые плиты и сети). «Но самая эффективная инстанция, как показывает практика, — это прокуратура, которые следит за исполнением законодательства в сфере ЖКХ. Каждый год на коллегии Генпрокуратуры ее сотрудники отчитывается о количестве возбужденных уголовных дел», — заключил аналитик.
источник
Еще на прошлой неделе наказание за отключение света и тепла, подачу грязной воды для недобросовестных ресурсоснабжающих организаций, можно сказать, было символическим. За нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами руководителей УК, ТСЖ, ЖСК, поставщиков ресурсов штрафовали на сумму от 500 руб. до 1 тыс. руб., а юрлиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
В минувшее воскресенье правила игры изменились благодаря поправкам в ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно новым нормам, вводится двухступенчатая система наказаний. При первом нарушении предусмотрен штраф для должностных лиц — 10 тыс. руб., а для юрлиц — до 50 тыс. руб. При повторном нарушении должностное лицо оштрафуют уже на сумму в три раза больше — 30 тыс. руб. Размер штрафа для юрлица вырастет вдвое — до 100 тыс. руб.
По мнению депутатов, новые санкции обеспечат максимальную защиту прав потребителей, а также улучшат качество предоставляемых коммунальных услуг.
Эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук не разделяет оптимизма депутатов. Во-первых, по его мнению, изменения запоздали: предыдущий размер штрафов был установлен еще 17 лет назад. Фактически авторы законопроекта всего лишь увеличили размер штрафов на «набежавшую» за эти годы инфляцию. Во-вторых, штрафы, которые будут выписаны коммунальщикам, пойдут в доход государства. Потребители от этой новеллы не получат прямой выгоды. «В свое время в Жилищном кодексе РФ была норма — штрафы в пользу потребителя, когда деньги за ненадлежащее качество коммунальных услуг возвращались именно гражданам в счет следующих периодов оплаты. Т. е. пропорционально уменьшались по неоказанным или плохо оказанным услугам.
На взгляд аналитика, подход, предлагающий исправить ситуацию с помощью большого количества штрафов коммунальщикам, вряд ли окажется работоспособным. Дело в том, что вал штрафов может довести любого поставщика ресурсов, управляющую компанию до состояния банкротства. «Очевидно, что любой штраф коммунальщики или руководители УК будут стараться изъять из текущих операционных расходов. Вряд ли гендиректор уменьшит себе размер зарплаты или премии», — пояснил Склянчук.
В том, что ситуация на национальном коммунальном рынке далека от идеальной, говорят свежие социологические опросы. "В I квартале 2024 года аварии на теплосетях и износ инфраструктуры ЖКХ вошли в топ-3 главных тревог россиян", — сообщили в пресс-службе компании «КРОС» специалисты, которые составили рейтинг тревожностей в РФ. Как рассказал эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук, чаще всего россияне жалуются на теплоснабжение, начиная от размера платежа (в коммунальных платежках это самая дорогая услуга), заканчивая тем, что в квартире или слишком холодно, или слишком жарко. На втором месте по количеству жалоб находятся водоканалы, на третьем месте — управляющие компании, предоставляющие плохой сервис по уборке мусора в ЖК и подъездах.
По словам Склянчука, в РФ создана большая линейка надзорных органов. Граждане, получившие некачественные коммунальные услуги, помимо своей УК могут пожаловаться в жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, Ростехнадзор (если есть проблемы с оборудованием повышенной опасности, в т.ч. лифты, газовые плиты и сети). «Но самая эффективная инстанция, как показывает практика, — это прокуратура, которые следит за исполнением законодательства в сфере ЖКХ. Каждый год на коллегии Генпрокуратуры ее сотрудники отчитывается о количестве возбужденных уголовных дел», — заключил аналитик.
источник
Свежие комментарии